Мне в голову пришла одна мысль, возможно, я просто изобрела велосипед. Дело в том, что у ребёнка в процессе становления его самосознания можно выделить как бы три ярко выраженные стадии.
Первое, в самом младшем возрасте, - это доминирование идеи "Я". Далее - "МЫ", а потом и "Я В МЫ". Становясь взрослым, последнюю стадию человек, если всё это прошло у него благополучно, выворачивает наизнанку. Получается "МЫ В Я". Теперь поясняю.
Когда ребёнок начинает познавать мир осмысленно (то есть после года), все его помыслы обращаются на себя самого, он всё "примеряет" на себя, относит всё к себе, и действия его направлены на себя. Игрушку - мне надо, общение - мне надо. То есть старается обратить внимание окружающих на себя, заставить их действовать на себя. Если этого добивается, то всё хорошо. Ребёнок спокоен. Всё к себе собрал и сел сверху довольный, всё у него есть. Это вкратце.
Становясь старше, деточка успевает насладиться своим Я. Возникает потребность в общении. "Качели" стремятся в обратном направлении: ребёнку надо растворить своё Я в МЫ. Для этого характерно желание быть постоянно в коллективе, иметь всё такое же, как у других, пусть не самое лучшее, но обязательно такое же. О качестве ещё не думается, это на следующем этапе. А пока - такая же обувь, такие же игрушки, такая же внешность, такое же поведение и т.п. Когда ребёнок сумеет в "МЫ" раствориться, он опять же спокоен (в психологических рамках). Сколько это длится? Думаю, до 15-16 лет, а начинается где-то перед школой.
Потом идёт постепенное выпячивание собственного Я, но в рамках "МЫ". Коллективность сохраняется, но каждый старается обратить внимание на себя, продемонстрировать свою неповторимость и хорошесть. Идея такова: "В нашей компании я отличаюсь в лучшую сторону тем-то, мои друзья меня ценят за то-то". Получается, если первые два этапа прошли нормально, - сформировалось, утвердилось Я; сложилось чувство МЫ (я могу как все, меня принимают другие), - тогда и "Я В МЫ" формируется. При этом складывается установка - "я со всеми, но мне присуще что-то индивидуальное; я знаю, что это "что-то" ценно, интересно, значимо для других, этим я к себе привлекаю, и это мне надо в себе сохранять, развивать".
Верхняя возрастная граница этого периода размыта довольно сильно. Здесь переход во взрослость и самостоятельность. Но паралллельно и в зависимость.Человек должен остаться свободной, сформировавшейся личностью, но теперь эта личность должна жить для кого-то. Происходит выбор спутников жизни - по линии семьи, работы, духовному общению. Теперь доминирует желание брать от окружающих всё интересное, полезное, новое, жить их интересами, заботами.
Это общая схема. В идеале - все эти этапы проходят без всплесков и перегибов, без их форсирования со стороны. От одного к другому переходы плавные и без "затяжек" по возрастам. Для этого необходимо уважение к личности ребёнка, душевная чуткость. Не в понимании - способность посочувствовать, пожалеть; можно быть и строгим, скупым на проявления чувств, неэмоциональным. Имеется в виду - быть в курсе того, что у человека на душе, что с ним происходит и как отражается на его психике.
Важно и то, чтобы на протяжении этих трёх этапов был с ребёнком взрослый, который бы помогал ему делом, советом; помогал бы ему разобраться в том, что происходит вокруг, и в причинах. Один взрослый или несколько. Родители или учителя, родственники, знакомые. Неважно. Главное - не оставлять ребёнка, уповая на то, что сам разберётся, жизнь научит. Необходимо ненавязчивое участие в его становлении, нужна опора, спасательный круг, которым в проблемной ситуации можно воспользоваться. Разные вещи - бросить такой круг человеку, когда он только оказался за бортом, или же реанимировать после того, как подняли со дна. Вариант второй, несомненно, менее желателен. Хотя, результат одинаков - человек жив.
Копошась в прошлом
Мне в голову пришла одна мысль, возможно, я просто изобрела велосипед. Дело в том, что у ребёнка в процессе становления его самосознания можно выделить как бы три ярко выраженные стадии.
Первое, в самом младшем возрасте, - это доминирование идеи "Я". Далее - "МЫ", а потом и "Я В МЫ". Становясь взрослым, последнюю стадию человек, если всё это прошло у него благополучно, выворачивает наизнанку. Получается "МЫ В Я". Теперь поясняю.