Пасху в этом году я застала в СПб, а вот на Радуницу поехали в деревню. Это событие отмечается здесь не менее пышно, чем Пасха. Предварительно наводится порядок на могилах предков. В пятницу мы тоже этим занимались - 2 кладбища, 6 могил. Все приходят со своими граблями и лопатами. Народ трудится с энтузиазмом и отнюдь не с тихой скорбью, это больше похоже на всенародный субботник, только перенесённый в определённое место.
А вот понедельник - прямо праздник какой-то. Это у славян радуница во вторник, а здесь - понедельник. Никак не скажешь, что поминальный день. На подходе к кладбищу видишь только громадный людской муравейник, хоть он весь и из ярких красок, но чувство боязни толпы пробуждает очень отчётливо. Впечатление, что люди пришли на какое-то торжество в огромный театр, а кто-то невидимой рукой взял и убрал стены, однако, оставшаяся масса присутствующих этого не заметила и продолжает гудеть, радоваться и тесниться на ограниченном пространстве. Всё очень ярко от цветущей естественной растительности, от принесённых искусственных венков и недавно покрашенных крестов. Кстати, красить кресты, сваренные, как правило, из обыкновенных труб, модно именно так нам и объяснили! нынче только в синий цвет. Раньше было модно в зелёный, но теперь он стал "старушечьим цветом", а вот синий - "современный". Здесь во всём стремятся быть как все, "как положено". Начиная от выбора цвета для крестов и заканчивая набором компонентов поманы (продукты и предметы быта, которыми люди обмениваются в память об усопших). Если забудешь что-то из "непременного", тебе на это укажут и потом ещё напомнят, типа "ай-яй-яй".
Мероприятие выглядит следующим образом. Приходящие на могилы предков люди одеты очень нарядно, обувь начищена до блеска, у женщин - каблуки обязательно, модная одежда и украшения, мужчины - в костюмах, галстуках, солидных рубашках, дети - как на праздник, в нарядных костюмах и платьях, с громадными 1-сентябрьскими бантами. В общем, надо показать, что у вас в жизни всё сложилось удачно, вы на высоте в обществе, у вас есть машина, много родственников, много детей, желательно красивых. Всё это отмечается присутствующими и обсуждается. Итак, люди приходят, а лучше приезжают, это тоже признак благосостояния, идут на кладбище не с пустыми руками. Помимо цветочков/веночков несут сумки. Огромные. В них - ковры, посуда, подарки, поманы, еда. Много еды! Прямо на могильных холмиках расстилаются полотенца, скатерти, на них выставляются калачи, пасхальные яйца, свечи, выпивка и прочая еда. Ставятся кружки с водой. Видимо, предполагалось изначально, что так потомки делятся своей радостью наступления Пасхи с предками, делят с ними трапезу и питьё. На скамьи, если они есть вблизи могил, раскладываются ковры.



Подходящие по мере прибытия знакомые и родственники общаются, ходят к могилам туда-сюда, угощают(ся) вином и коньяком/водкой. Важно угостить нужных людей, тех, кто добился какого-то признания, имеет вес в обществе, пусть даже он и не родственник вам вовсе. Всё равно вам вспомнят, что когда-то кто-то где-то вместе учился, виделся, был на чьей-то свадьбе, копал поблизости колодец и т.п., то есть повод вспомнить предка незнакомого (как вам поначалу могло показаться) человека самый что ни на есть убедительный. Коньяк и водка выглядят престижнее, т.к. наливаются из бутылок с этикеткой, значит купленные, а не самодел. Пьют все из одной и той же, ну или пары одних и тех же рюмок. В качестве закуски предлагаются нарезанные свежие овощи, котлеты, голубцы, колбаса, шпроты, и проч. деликатесы, которые люди могли себе позволить. Некоторое время все сидят у своих могил или перемещаются к знакомым и обратно, ведут беседы. По своей сути все ждут попа.
Он начинает обход кладбища, по рядам проходя вдоль всех могил. При этом за ним шествуют несколько молодых людей с хоругвями, с ящичком для пожертвований. Поп приветствует всех "Hristos a înviat!" и окропляет водичкой, святой, должно быть. Кто принёс ему поминальную книжечку, где перечислены имена усопщих, вкладывают между страниц и денежку. Потом отдают это попу, который будет поминать всех записанных. При желании для церкви отдаются и мелкие предметы, которые могут быть полезными если не для церкви, то для нуждающихся. Как правило, это полотенца. Когда я у "знающих людей" пыталась выяснить детали, то чаще слышала "Так принято". В общем, я поняла, что никто особо не вникает в смысл компонентов церемонии. А полотенца попу - просто потому что выбирают, что подешевле, но зато видно, что что-то отдали на благое дело. Если хочешь, можешь и ковёр отдать.



После обхода попом могил люди разных семей одаривают друг друга поманами. Сколько поман раздать - это на собственное усмотрение. Можно отдать не только родственникам-знакомым, но и посторонним людям. Размер и содержимое даров могут сильно варьироваться. Обязательный набор: калач, яйцо, печенье, конфеты, свеча, полотенчико и какая-нибудь кухонная ёмкость - тарелка, салатник, миска. Дальше можно по своему усмотрению и желанию выпендриться - вплоть до наборов хрусталя, детских игрушек, пледов, комплектов постельного белья и проч. В хозяйстве прибавляются стопочками новые дешёвенькие полотенца и тарелки разных расцветок и фасонов. Это могут быть и другие полезные в доме вещи- новые вёдра, допустим, или одежда. Так что, уходя с кладбища, посетители наполняют сумки теми же по сути продуктами, но принятыми от родственников, при этом всё уже там перемешивается. Как правило, для поманы используются крашеные яйца и калачи, испечённые ещё на Пасху. Так что свежесть их соответствующая. В сумках печенье и вафли превращаются в месиво, яичная скорлупа трескается, крошится и окрашивает вдобавок собой всё вокруг.



Далее концерт, по сути, окончен. Предполагается, что в течение оставшегося дня родственники соберутся у кого-то дома для совместной праздничной трапезы. Но зачастую застолье начинается прямо на кладбище. Целыми тазиками выставляютя котлеты, отбивные, салатики, голубцы, выпечка и проч. Могилы орошаются спиртными недопитыми напитками. Дети, понятное дело, особо не придерживаются церемоний и носятся, веселятся, заводят свои игры.
В целом оплакиванием умерших здесь не занимаются. Это действительно становится местом народного праздника и гуляния.
В деревне два кладбища, места на них свободного много, могилы не впритык. А вот в городе трудно даже себе представить, что творится. Традиции те же, но теснота на кладбище совсем иная. И для приходящих этот день становится истинным испытанием сил и нервов. По окончании его остаётся только чувство облегчения, что мероприятие посещено, выглядел на нём как надо, всех, кого надо, одарил, напоил и угостил. Можно на год со спокойной совестью забыть обо всём.